Поединок Рыцарей

Поединок обладал преимуществом перед групповым сражением, поскольку рыцарю предоставлялась уникальная возможность показать свою храбрость и умение владеть холодным оружием. Во времена Вильяма Малмсберн и Вильяма Маршала в XII в. поединок часто устраивался перед боем, где участвовали команды, однако до конца XIII века у него не получалось выйти на первый план.

Признание поединков росло благодаря прижившемуся в рыцарской литературе мнению, что подобные состязания являются честны поединком между добром и злом.

Немецкие рыцарские романы дают определенное представление о том, каким образом проходили такие дуэли. Соперник, как правило, старался целиться в заклепки щита, доспехи или шлем, что защищали шею. Сер Ульрих фон Лихтенштейн описывает несколько поединков, в которых у всадников были пробиты шейные доспехи. Даже латные воротники раскалывались просто пополам, а в некоторых пробивались отверстия. Когда был один из поединков, у Ульриха получилось проткнуть латный воротник соперника, перед этим пробив кольчугу и щит. Он выбил соперника из седла, а тот упал на землю полумертвый, на небольшом расстоянии от лошади, на которой он боролся. Ульрих еще говорит, что у каждого из сквайров было по 3 копья, как правило, многоцветных. Это делалось для того, чтобы зрители могли точно знать, кто именно из участников сражения сделал тот или иной боевой прием. У одного из рыцарей к копью была прикреплена небольшая связка колокольчиков в придаток к тем, что украшали костюм.

Как правило, поединки продолжались до тех пор, пока не было поломано 3-е копье. Но, нет данных о том, что конные рыцари боролись на мечах. Скорее всего, подобных поединков просто не было. Если рыцари снимали шлем, это значило, что они хотят закончить поединок. Если рыцари имели желание продолжать бой после того, как было сломано по 3 копья, они спешивались, а потом продолжали бой только на мечах. Если одного из участников ударом копья сбивали с коня, однако не ранили серьезно, другому надо было спешиваться, если он хотел продолжить поединок. Были рыцари, которые хотели взять реванш над сэром Ульрихом, поэтому стали атаковать его трое участников, что, как говорит автор, было вопиющим нарушением всех правил, подобающим только рыцарям крайне низкою происхождения. В летописях можно прочитать о разбитых вдребезги щитах, или выбитых из рук копий из-за разрыва ремней для захвата. Также в одной из боев сэр Ульрих был поранен копьем, что пробило его кольчугу и щит. Не все рыцари состязаний обладали хорошим боевым мастерством. Были рыцари, которые промахнувшись 10 раз подряд, в итоге ранили лошадь сэра Ульриха в голову. В другие разы противники наклоняли свое копье слишком низко, ударив лошадь в шею, что принудило его попятиться, а потом сбросить всадника. Лошадь, как правило, пускали галопом, чтоб достичь максимальной силы удара во время столкновения. Ульрнх говорит, что один рыцарь не смог поломать копье, оттого, что скакал очень медленно. И лишь, когда рыцарям удавалось сталкиваться на полном ходу, достигался нужный эффект. Но, поймите, что рыцари, которые получали такие ранения могли очень сильно пострадать, поскольку сила, которая нужна для того, чтобы сломать копью, достаточно большая и тому рыцарю, на которого приходилась основная сила удара приходилось очень тяжело в физическом состоянии.

Во второй половине XIII века уже были конкретные правила для проведения турниров, доказательством этому служит описание события сентября 1285г. в Шавенси. Гостям приглашения были разосланы за 3 недели до поединка. Автор рассказа Жак де Бритэ, говорит, что за празднеством, что имело место в субботу, были 2 дня поединков. Хотя общее количество участников точно неизвестно, так как в отчете о поединке в Хеме сказано, что за 2 дня здесь состоялось целых 180 поединков. В Шавенси герольдмейстеры и глашатаи, по гербу узнавая прибывшего, громко называли его имя, а порой и боевые девизы рыцарей, которые собирались участвовать в одиночном поединке. Приход темноты заставило переносить групповой бой на среду. В летописях нет упоминаний о общем сражении в Хеме.