Нравственные нормы

В средние века в среде рыцарей царил так называемый «культ прекрасной дамы». Любой рыцарь был обязан иметь даму сердца. Причем необязательно эта дама должна была быть его женой или возлюбленной. Зачастую эту почетную роль занимала законная жена сеньора.

Вассалы соревновались между собой в поэтическом воспевании своих чувств. Конечно, даме стольких сердец было очень приятно знать об этом. А многое из написанного в средние века пленяет сердца наших современников также, как и в былые времена. Достаточно почитать поэтические строки труверов и трубадуров из Франции, миннезингеров из Германии в 7-8 веках.

Существовало такое понятие, как «кодекс рыцарской чести». Мужественный рыцарь обязан был помогать женщинам, осужденным на страдания невинно, священникам и служителям церкви. Рыцарь обязан был совершать подвиги во имя справедливости, защиты чести, во имя Бога. Но к сожалению, в число спасаемых никогда не входили собственные крестьяне и горожане. По отношению к ним рыцари вели себя совсем не по-рыцарски. Они могли ограбить, отобрать последнее, просто убить. А в военных конфликтах противники не считались за равных. Прав был тот, кто в данный момент был сильнее физически. И не важно, совпадало ли это с какими-либо нормами морали. Побежденных неприятелей рыцарь мог годами держать по собственному желанию в тюрьме при собственном замке. Встретиться с рыцарем один на один в безлюдном месте не предвещало ничего хорошего. Рыцарь, не исключая и лиц дворянского происхождения, был груб и непредсказуем в своих поступках.

Повседневная жизнь средневекового рыцаря была очень далека от нравственного совершенства. Разительна была пропасть между внутренним желанием подражать Спасителю и совершаемыми поступками. С одной стороны должен быть отказ от всех радостей бытия и плотских утех. А с другой стороны реальные отношения между людьми были полны безудержного веселья. Часто устраивались банкеты, различные увеселительные забавы, порой длящиеся по много дней подряд. А после таких оргий совсем нередко наступала такая же долгая апатия или неконтролируемый гнев.

И во многих пунктах моральный кодекс рыцаря не совпадал с христианскими нормами морали. Любой воин обязан был быть влюблен в свою даму сердца, беспрекословно выполнять любое ее желание или каприз. А с точки зрения церкви ничего хорошего в таком поклонении женской красоте не может быть. Любовь к женщине всячески осуждалась. Также непримиримо церковь относилась к боевым турнирам между рыцарями. А такое в ту эпоху происходило очень часто. Но хоронить умерших на турнире по церковным обычаям церковь запрещала.